Авторы
Метки
авиация авто администарция администрация анекдот армия афиша банк безопасность бизнес благотворительность блог будущее видео власть вода время выборы выборы 2012 выставка гаи голосование город гороскоп гост госуслуги грамотность день рождения деньги дети дизайн дороги еда жкх забавно загадка закон здоровье интернет инфолайф информация искусство история календарь кино компьютер компьютеры коррупция космос красота критика культура курение ЛМЗ лошадь люди магазин маркетинг математика мебель мода море мост музыка мультфильм мусор мызыка мысли навальный налоги настроение новости новость образование одежда отдых офис память пенсия питание погода поздравление политика полиция почта праздник президент природа программы прокуратура путешествие путин работ работа реклама рекорд религия ремонт рисование русский язык сми спички спорт стихи такси танец танцы театр телевидение телефон туалет туризм умный дом филосовия фото хозяйке на заметку цветы цирк цитаты Чусовой экономика этикет

Финляндия: городская инфраструктура

Год назад писал для газеты...

В середине ноября мне удалось несколько дней побывать в Финляндии. Познакомиться с достопримечательностями этой страны читатели, при желании, могут самостоятельно, а вот узнать об организации городской инфраструктуры, я думаю, будет интересно.

Сразу поясню, что речь пойдёт о небольшом провинциальном городке масштабами и численностью населения сравнимым с Лысьвой.

Первое, что бросается в глаза – это дороги и их обустройство: ровный асфальт, аккуратная разметка, по нашим меркам избыточное количество дорожных знаков. Можете представить освещённую трассу хотя бы между Лысьвой и Чусовым? А там все трассы освещены, как в городе! На трассах используются светодиодные знаки ограничения скорости – не заметь невозможно. В населённых пунктах скорость движения ограничена 50 км/ч. В городе большое количество различных развязок с обязательными полосами разгона. Дорожные знаки обычно дублируются с обеих сторон дорожного направления. Установлено очень много светофоров. Движение по полосам обозначено разметкой, с указанием соответствующих стрелок. Предусмотрены специальные «карманы» для поворота или остановки. Парковочные места обозначены разметкой и знаками.

В центральной части города оставлять машину на улице можно не более чем на 10 минут. У каждого водителя в машине есть специальное табло, на котором можно установить время. Остановился, установил время, положил табло под стекло, вышел… Обязан вернуться и освободить место через 10 минут. В самом центре парковка стоит 2 евро в час – для этого установлены соответствующие автоматы. Заплатил, получил чек, положил чек под стекло, ушёл по делам… А минимальный штраф за нарушение правил дорожного движения составляет 30 евро. Возможно, именно такие меры способствуют разгрузке дорожного пространства. Ездить по городу легко и безопасно. Пробок почти не бывает. Колонна из 10-20 машин – это уже что-то удивительное. Соответственно и ездят там довольно спокойно, водители уважительно относятся друг к другу, пропускают пешеходов. При этом пешеходы переходят проезжую часть только убедившись, что их пропускают!

По городу курсируют большие городские автобусы, несмотря на то, что обычно в них находится буквально несколько человек. Интервал движения – 30-60 минут.

Всё, что связано с дорогами (да и с жизнью вообще) продумано, выполнено аккуратно и добросовестно. Всё направлено на безопасность человека. Вообще, ценность человеческой жизни там велика. Всё сделано для того, чтобы человек был здоров. И ведь это логично! Зачем государству больные граждане? Зачем государству расходовать деньга на лечение? Человек должен быть здоров и приносить пользу государству!

Продолжая разговор о здоровье, стоит упомянуть о спортивных сооружениях. В городе 2 бассейна (и ещё один открытый бассейн), крытый каток (для фигурного катания), крытый спортивный комплекс для проведения хоккейных матчей (и ещё несколько открытых хоккейных коробок), большой стадион с прорезиненной беговой дорожкой, множество игровых и тренажёрных залов. И конечно же они не пустуют! В выходные дни и в вечернее время люди занимаются спортом. Очень популярна, особенно у пенсионеров, ходьба с палочками. Очень многие катаются на велосипедах, а зимой – на лыжах. С дошкольного возраста детей учат кататься на коньках, лыжах, бегать, плавать…

Жильё, как и у нас, можно разделить на многоквартирные и частные дома. Многоквартирные дома в основном 4-этажные, причём квартиры располагаются на 2, 3 и 4 этажах, а на первом этаже – бытовые помещения: кладовки простые, кладовки с охлаждением («холодильники»), место для хранения велосипедов, сауна, комната для стирки белья, комната для сушки белья и т.д.

Энергосбережение там – давно отработанная система: где возможно – установлены таймеры и датчики движения (чтобы свет постоянно не горел), в общественных местах вода подаётся нажатием на кнопку крана (немного потечёт и перестанет), тепло подаётся в зависимости от температуры окружающей среды (например, на улице было от -1 до +5 и батареи в доме были чуть-чуть тёплые).

У каждого многоквартирного дома стоит маленький, закрывающийся на ключ домик – это мусорка! Там установлено несколько мусорных бачков: для картона, для газет и журналов, для металла, для биоотходов… Соответственно и в квартире несколько мусорных вёдер. Более того, в магазинах установлены специальные автоматы для приёма пустых пластиковых и жестяных банок. Пользуются ими очень активно. В общем, мусор в Финляндии – это целая индустрия.

У каждого многоквартирного дома обязательно предусмотрена парковка с электропитанием для подогрева автомобиля в зимний период.

Почту разносят непосредственно в каждую квартиру. Как минимум все получают бесплатную городскую газету и рекламу (периодически все большие магазины устраивают распродажи и сообщают об этом посредством полиграфической продукции) – может быть поэтому в городе почти нет наружной рекламы в виде щитов, растяжек и т.п., что положительным образом сказывается на городском дизайне.

Кстати, о дизайне. Всё довольно эстетично и симпатично: здания ухоженные, тротуары выложены плиткой, разбиты парки и цветники, установлены памятники, травка пострижена, кругом чистота…

Вообще финны очень трепетно относятся к природе, стараются жить с ней в гармонии. И видно, что всё рукотворное сделано очень аккуратно, красиво, с душой, с заботой о природе.

Часто из различных ненужных вещей (покрышек, труб, тросов) делаются игровые и спортивные площадки. И всё это в отличном состоянии – никому в голову не приходит что-то сломать, сдать в металлом и т.п.

Люди там довольно активно пользуются услугами библиотеки. Есть театр, есть кинотеатр.

Частные дома – это чаще всего 1-этажные домики, довольно небольшие и простые на вид. К дому обычно пристроен гараж и хозяйственное помещение. Нет никаких заборов, максимум – полуметровая оградка или кусты, посаженные по периметру. Построить дом непросто: обязательно нужно согласовать проект с городской администрацией, отступление от проекта недопустимо.

Повторюсь: кругом чистота! Причём это не только означает, что на улицах нет мусора, это означает, что можно ходить по асфальту и не запачкать подошвы обуви. Уборкой территорий чаще всего занимаются именно сами финны (а не мигранты), и совершенно не считают эту работу унизительной. Конечно, при этом используется большое количество вспомогательного инвентаря и техники.

По большей части магазины представляют собой 1-этажные здания, в которых располагаются самые разные товары от продуктов до товаров для дома. Организованы они по принципу супермаркетов. Есть несколько гипермаркетов – это тоже 1-этажные ангары только очень больших размеров. Сравнивая с нашими многоэтажными торговыми центрами, можно найти логические объяснения: разгрузка и выкладка товара происходит с наименьшими затратами; стоимость самого сооружения значительно уменьшается из-за отсутствия перекрытий, лестничных площадок, эскалаторов и лифтов; в конце концов отсутствие этажей увеличивает безопасность посетителей. Ну а система самообслуживания покупателей значительно уменьшает число продавцов, а значит и расходы на заработную плату.

Вообще, самое дорогое там – это услуги человека, работника. Бытовые товары, продукты, материалы – всё в основном дешевле, чем у нас. А вот зарплата выше. И люди там живут спокойно, размеренно, не перерабатывают, не стараются во что бы то ни стало заработать себе на жизнь, как это иногда происходит у нас. Простой пример: почти все магазины, в том числе продуктовые, работают с 9 до 18, и в праздничные дни закрыты.


Можно долго перечислять, что у них не так как у нас. В целом же это можно охарактеризовать так: там всё делается для людей, для их удобства, безопасности, здоровья, духовного развития; делается продуманно, аккуратно, добросовестно. Когда все мы начнём делать также – будем жить в совершенно другой стране.

dm
24.11.2012 18:28

Метки: путешествие, город

Оценка:
1.а когда-то ведь это было нашей провинцией
серый волк
24.11.2012 23:19

Добавить комментарий могут только участники блога.
Чтобы стать участником блога необходимо зарегистрироваться.

Реклама