Финляндия: городская инфраструктура
Год назад писал для газеты... В середине ноября мне удалось несколько дней побывать в Финляндии. Познакомиться с достопримечательностями этой страны читатели, при желании, могут самостоятельно, а вот узнать об организации городской инфраструктуры, я думаю, будет интересно. Сразу поясню, что речь пойдёт о небольшом провинциальном городке масштабами и численностью населения сравнимым с Лысьвой. Первое, что бросается в глаза – это дороги и их обустройство: ровный асфальт, аккуратная разметка, по нашим меркам избыточное количество дорожных знаков. Можете представить освещённую трассу хотя бы между Лысьвой и Чусовым? А там все трассы освещены, как в городе! На трассах используются светодиодные знаки ограничения скорости – не заметь невозможно. В населённых пунктах скорость движения ограничена 50 км/ч. В городе большое количество различных развязок с обязательными полосами разгона. Дорожные знаки обычно дублируются с обеих сторон дорожного направления. Установлено очень много светофоров. Движение по полосам обозначено разметкой, с указанием соответствующих стрелок. Предусмотрены специальные «карманы» для поворота или остановки. Парковочные места обозначены разметкой и знаками. В центральной части города оставлять машину на улице можно не более чем на 10 минут. У каждого водителя в машине есть специальное табло, на котором можно установить время. Остановился, установил время, положил табло под стекло, вышел… Обязан вернуться и освободить место через 10 минут. В самом центре парковка стоит 2 евро в час – для этого установлены соответствующие автоматы. Заплатил, получил чек, положил чек под стекло, ушёл по делам… А минимальный штраф за нарушение правил дорожного движения составляет 30 евро. Возможно, именно такие меры способствуют разгрузке дорожного пространства. Ездить по городу легко и безопасно. Пробок почти не бывает. Колонна из 10-20 машин – это уже что-то удивительное. Соответственно и ездят там довольно спокойно, водители уважительно относятся друг к другу, пропускают пешеходов. При этом пешеходы переходят проезжую часть только убедившись, что их пропускают! По городу курсируют большие городские автобусы, несмотря на то, что обычно в них находится буквально несколько человек. Интервал движения – 30-60 минут. Всё, что связано с дорогами (да и с жизнью вообще) продумано, выполнено аккуратно и добросовестно. Всё направлено на безопасность человека. Вообще, ценность человеческой жизни там велика. Всё сделано для того, чтобы человек был здоров. И ведь это логично! Зачем государству больные граждане? Зачем государству расходовать деньга на лечение? Человек должен быть здоров и приносить пользу государству! Продолжая разговор о здоровье, стоит упомянуть о спортивных сооружениях. В городе 2 бассейна (и ещё один открытый бассейн), крытый каток (для фигурного катания), крытый спортивный комплекс для проведения хоккейных матчей (и ещё несколько открытых хоккейных коробок), большой стадион с прорезиненной беговой дорожкой, множество игровых и тренажёрных залов. И конечно же они не пустуют! В выходные дни и в вечернее время люди занимаются спортом. Очень популярна, особенно у пенсионеров, ходьба с палочками. Очень многие катаются на велосипедах, а зимой – на лыжах. С дошкольного возраста детей учат кататься на коньках, лыжах, бегать, плавать… Жильё, как и у нас, можно разделить на многоквартирные и частные дома. Многоквартирные дома в основном 4-этажные, причём квартиры располагаются на 2, 3 и 4 этажах, а на первом этаже – бытовые помещения: кладовки простые, кладовки с охлаждением («холодильники»), место для хранения велосипедов, сауна, комната для стирки белья, комната для сушки белья и т.д. Энергосбережение там – давно отработанная система: где возможно – установлены таймеры и датчики движения (чтобы свет постоянно не горел), в общественных местах вода подаётся нажатием на кнопку крана (немного потечёт и перестанет), тепло подаётся в зависимости от температуры окружающей среды (например, на улице было от -1 до +5 и батареи в доме были чуть-чуть тёплые). У каждого многоквартирного дома стоит маленький, закрывающийся на ключ домик – это мусорка! Там установлено несколько мусорных бачков: для картона, для газет и журналов, для металла, для биоотходов… Соответственно и в квартире несколько мусорных вёдер. Более того, в магазинах установлены специальные автоматы для приёма пустых пластиковых и жестяных банок. Пользуются ими очень активно. В общем, мусор в Финляндии – это целая индустрия. У каждого многоквартирного дома обязательно предусмотрена парковка с электропитанием для подогрева автомобиля в зимний период. Почту разносят непосредственно в каждую квартиру. Как минимум все получают бесплатную городскую газету и рекламу (периодически все большие магазины устраивают распродажи и сообщают об этом посредством полиграфической продукции) – может быть поэтому в городе почти нет наружной рекламы в виде щитов, растяжек и т.п., что положительным образом сказывается на городском дизайне. Кстати, о дизайне. Всё довольно эстетично и симпатично: здания ухоженные, тротуары выложены плиткой, разбиты парки и цветники, установлены памятники, травка пострижена, кругом чистота… Вообще финны очень трепетно относятся к природе, стараются жить с ней в гармонии. И видно, что всё рукотворное сделано очень аккуратно, красиво, с душой, с заботой о природе. Часто из различных ненужных вещей (покрышек, труб, тросов) делаются игровые и спортивные площадки. И всё это в отличном состоянии – никому в голову не приходит что-то сломать, сдать в металлом и т.п. Люди там довольно активно пользуются услугами библиотеки. Есть театр, есть кинотеатр. Частные дома – это чаще всего 1-этажные домики, довольно небольшие и простые на вид. К дому обычно пристроен гараж и хозяйственное помещение. Нет никаких заборов, максимум – полуметровая оградка или кусты, посаженные по периметру. Построить дом непросто: обязательно нужно согласовать проект с городской администрацией, отступление от проекта недопустимо. Повторюсь: кругом чистота! Причём это не только означает, что на улицах нет мусора, это означает, что можно ходить по асфальту и не запачкать подошвы обуви. Уборкой территорий чаще всего занимаются именно сами финны (а не мигранты), и совершенно не считают эту работу унизительной. Конечно, при этом используется большое количество вспомогательного инвентаря и техники. По большей части магазины представляют собой 1-этажные здания, в которых располагаются самые разные товары от продуктов до товаров для дома. Организованы они по принципу супермаркетов. Есть несколько гипермаркетов – это тоже 1-этажные ангары только очень больших размеров. Сравнивая с нашими многоэтажными торговыми центрами, можно найти логические объяснения: разгрузка и выкладка товара происходит с наименьшими затратами; стоимость самого сооружения значительно уменьшается из-за отсутствия перекрытий, лестничных площадок, эскалаторов и лифтов; в конце концов отсутствие этажей увеличивает безопасность посетителей. Ну а система самообслуживания покупателей значительно уменьшает число продавцов, а значит и расходы на заработную плату. Вообще, самое дорогое там – это услуги человека, работника. Бытовые товары, продукты, материалы – всё в основном дешевле, чем у нас. А вот зарплата выше. И люди там живут спокойно, размеренно, не перерабатывают, не стараются во что бы то ни стало заработать себе на жизнь, как это иногда происходит у нас. Простой пример: почти все магазины, в том числе продуктовые, работают с 9 до 18, и в праздничные дни закрыты.
| dm 24.11.2012 18:28 |
Метки: путешествие, город
1. | а когда-то ведь это было нашей провинцией | серый волк 24.11.2012 23:19 |
Добавить комментарий могут только участники блога.
Чтобы стать участником блога необходимо зарегистрироваться.