Молодежь мечтает о трубе

29.05.2009 

Как сообщает Subscribe.ru, опрос Фонда общественного мнения подтвердил докризисное наблюдение: российская молодежь мечтает работать исключительно в крупных компаниях или госструктурах. В лидерах предпочтений «Газпром», администрация президента и МВД. Экспертов тревожит, что поиски тихой гавани, естественные для части молодых людей в силу темперамента и воспитания, стали массовым поведенческим стереотипом. Но главной проблемой они считают поголовную нацеленность на материальный результат при почти полном безразличии к способам его достижения. Эта психология делает бессмысленными любые разговоры о модернизации и росте производительности труда.

В ходе опроса, проведенного ФОМ, молодым людям от 16 до 26 лет предложили 3 варианта ответа о «работе мечты». Как выяснилось, наибольшим уважением в качестве работодателя сегодня пользуются «Газпром» (21% опрошенных), администрация президента (11%), Сбербанк (9%), Лукойл (9%), Первый телеканал (8%), «Роснефть» (8%) и МВД (8%), Газпромбанк (7%), ОАО «РЖД» (по 7%). Заметно, что большинство выбрало наиболее «богатые» российские компании, в той или иной степени контролируемые государством.

Выбор вполне рационален. «Банк может прогореть, инвестиционные компании рушатся, что и показывает международная практика, а нефтегазовые компании, пока будет сырье, будут качать его и зарабатывать, – объясняет вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Чиновничьи структуры тоже не подвержены кризису». Согласно тому же опросу, крупные иностранные корпорации сдали свои позиции: в Microsoft и Toyota Motor хотели бы работать только по 6% респондентов, хотя еще в сентябре 2008 года та же Microsoft была на 3 месте вместо нынешнего шестого в списке «работодателей мечты». «Это результат пропаганды, молодежь действительно думает, что Запад гораздо хуже нас переживает кризис и там всех увольняют», – поясняет политолог Дмитрий Орешкин. «Не в этом дело, – возражает студент экономфака МГУ, знакомый с итогами опроса. – Просто в западной компании трудовые отношения более формализованы, там труднее получить по знакомству синекуру».

Госслужба била рекорды популярности у молодежи и в прошлом году, однако до кризиса респонденты намного реже упоминали МВД. Алексей Макаркин объясняет это
очевидностью коррупционных возможностей милиции. «Молодежь видит, на каких машинах ездят милиционеры, – пояснил эксперт. – Если в 70-е годы в МВД шли за романтикой, то сейчас – только за стабильностью и возможностью хорошо заработать». Любопытно, что, осуждая коррупцию в целом, молодежь считает её чуть ли не единственным способом избежать бедности.

«Явно преобладает прагматическая составляющая, и в этом отличие от советской молодежи, которая хотела стать космонавтами, – замечает господин Орешкин. «Но такая позиция чревата серьезным духовным кризисом для самой молодежи. У них отсутствует какая-либо мотивация, – продолжает политолог. – Они хотят много заработать, при этом совершенно не хотят попробовать себя в чем-то новом, реализовать свои амбиции, построить свой бизнес». «Их главная задача – примазаться к кораблю, у которого борта обмазаны черной икрой, а не самому создать свой остров, где можно будет добывать эту икру», – добавил Орешкин.

Комментарии (8)
Реклама