18 век
В стародавние времена, когда патриарх Никон надумал исправлять христианское учение, многие русские люди снялись с обжитых мест и отправились в далекие лесные края спасать старую веру. Шли «встречь солнца», пока не преградила им путь могучая река Кама. Тут и остановились, устроили по тихим углам скиты, починки, да деревни. Один из скитов возник на берегу небольшого лесного ручья. Стали землю пахать, охотой промышлять. Думали, что никто об их скрытном житье не проведает. Но однажды весной нагрянул строгановский приказчик Сухарь и, увидев разбухший от половодья ручей, велел ставить на нём водяную мельницу. Напрасно уверяли приказчика староверы, что в межень ручей вовсе пересыхает. Погоревали мужики, но мельницу выстроили.
Принимать работу прибыл строгановский управитель Григорий. Понравилась ему мельница, а как узнал, что поставлена она напрасно, рассердился и сослал Сухаря в Чусовские Городки под плети. Скитникам же поклонился Григорий в пояс. И от горькой своей доли, пустой работы, а пуще всего от непривычных почёта и ласки прослезились отшельники. Глядя на них, заплакали кусты и деревья. Да так обильно, что наполнили ручей влагой. Завертелось мельничное колесо. Из соседнего пермяцкого селения набежали посмотреть на диво шустрые пацанята. «
Вроде бы опять зажили староверы в спокойствии. Да сбежал из Городков Сухарь и прямиком в столицу. Так, мол, и так, Григорий раскольникам потворствует. Что уж там сотворили с добрым управителем — неизвестно, а в скит нагрянула строгановская рать с ружьями и собаками. Кого с собой в Чусовские Городки увезли, кого в Соль Камскую отправили, а кого и на безымянную речку завод строить послали. Не забыли люди на новых местах о чудесном ручье, имя его дали и тем рекам, на берегах которых пришлось им ставить избы, и самим селениям.
Такую вот легенду записал известный уральский краевед А. К. Шарц в 1922 году в Сивинском районе. И, действительно, в Пермском крае одна речка с именем Лысьва впадает в Обву немного ниже Сивы, другая — в Каму на территории Соликамского района, третья — в Чусовую. На чусовском притоке в своё время был основан Лысьвенский завод, а ныне стоит город Лысьва. И то верно, что на коми-пермяцком языке слово «лыс» означает «хвоя», а ва — «вода». Кстати, речка Лысьва есть и в Республике Коми. Только вот возникло название Лысьва ещё до того, как появились в Прикамье купцы Строгановы. Согласно первой же грамоте царя Ивана Грозного от 4 апреля 1558 года пожалованные Григорию Аникеевичу Строганову земли начинались «по правую сторону Камы реки, с усть Лысьвы речки», то есть от места впадения в Каму соликамской Лысьвы. Возможно, одинаковые имена нескольких рек возникли даже независимо друг от друга, ведь хвойные леса на Урале не редкость. В окрестностях города Лысьвы елово-пихтовая темнохвойная тайга, называемая в народе чернолесьем, занимает более половины площади всех лесов. Так что, вопреки легенде, всё просто … Да ведь легенды существуют не для истины, а ради красоты.
Обратимся к документам. В году
Первая известная карта, на которой нашлось место селению с именем Лысьва, имела длинное название: «Ланд-Карт ведомства Екатерин-Бургского и провинций Соли Камской, Чердынского, Кунгурского, Верхотурского и Туринского уездов, вотчины господ баронов Строгановых и заводов статского действительного советника Акинфия Демидова, в ней же почасти смежноокрестных уездов. Сочинена в
Не случайно лучший заводской картограф старательно наносил затерянные в лесах селения и речушки на бумажный лист. К середине XVIII века заводские округа гигантским полумесяцем обогнули бассейн реки Чусовой. Сама же Чусовая, как ни пенилась и ни бушевала, а каждую весну выносила на камские просторы барки с годовой продукцией заводов: железом, чугуном, пушками. Притоки Чусовой были особо предпочтительны для возведения новых предприятий, поскольку здесь не было нужды везти металл на дальние пристани санями или подводами. В 1752 году барон Александр Григорьевич Строганов основал Кусье-Александровский завод. Вторая часть названия была дана по имени владельца, первая — по расположению на речке Кусье, впадавшей в широкий чусовской приток Койву. Ещё раньше им же был построен
Но в ноябре 1754 года душа оставила его бренное тело. Вдове Марии Артемьевне и дочерям —
23 мая 1785 года поверенный княгини Шаховской Захар Андреев сын Буйневский подал на высочайшее имя императрицы Екатерины II челобитную, в которой от лица своих вверителей просил о позволении «по реке Чусовой, на впадающей в оную по течению с левой стороны речке Лысьве построить новый завод для проплавки чугуна 2 домны и для расковки железа потребное число молотов с фабриками». И уже через 2 недели — 8 июля Пермская казенная палата издала указ, которым Варваре Александровне разрешалось «в собственных её дачах … на речке Лысьве построить новый завод о двух домнах, с потребным числом молотов, с фабриками и с прочими строениями». 19 августа 1785 года строительство началось. Эта дата считается днём рождения города Лысьвы.
Крестьян сгоняли сюда со всего имения, но особенно много было оханских. К концу года число крепостных работников достигло двух тысяч, спустя ещё год — почти четырех. Наряду с крестьянами были привезены три десятка мастеров, владевших «огненным ремеслом». В последний день октября 1786 года строители доложили: «Домна корпусом складена наготово в высоту с фундаментом 16 аршин, только ещё совершенно не покрыта и в ней трубы к горну каменем не кладены». К лету 1787 года было завершено строительство плотины, образовавшей Большой пруд. В те времена жизнь любого горного завода начиналась строительством плотины, поскольку именно энергия оказавшейся в западне и рвущейся на волю воды заставляла работать производственные механизмы. Лысьвенская плотина достигала в длину 197 саженей, шириной была у основания — 40, а по верху
Минуло два с половиной года после челобитья, и морозным днем 27 декабря 1787 года заводская домна приняла в огненное чрево первую руду. Подвозили руду с Никольского, Старо-Куртымского, Койво-Куртымского и Тильчинского рудников, находившихся от завода на расстоянии от 40 до 60 верст. Между речками Травянкой на юге и Песьянкой на севере расположился посёлок. В 1788 году в нём было 10 домов, находившихся в собственности заводчицы, 23 — принадлежавших заводским служителям и 251 — работникам различных категорий. Население составляли 564 мужчины и 594 женщины — почти поровну. В ходе строительства завода вокруг него возникали деревни: Липовая, Горюнова, Травянны, Рожкова … В это же время вступил в строй ещё один металлургический завод Шаховских — Бисерский. Вместе на Лысьвенском, Бисерском и Кусье-Александровском заводах в 1788 году было 1234 двора и проживало 3106 мужчин и 3326 женщин.
Между тем жизнь княжеского семейства шла своим чередом вдали от уральских владений. Романы между близкими родственниками — обычная проблема дворянских гнёзд. Вот и дочь Бориса Григорьевича и Варвары Александровны княжну Елизавету угораздило влюбиться в своего племянника и одногодку Петра Федоровича Шаховского. Погоревали родители, да деваться некуда — сыграли свадьбу. А в 1796 году Елизавета скончалась при родах. Давшуюся столь дорогой ценой девочку нарекли в честь бабушки Варварой.
Подходил к завершению «век осьмнадцатый». Согласно переписи 1799 года в поселке Лысьвенского завода числились:
«Церковь деревянная — 1; Контора каменная, при ней кладовая для денег — 1; Господский деревянный дом — 1; Обывательских домов — 414; Пожарная машина с принадлежностью (храниться при меховой) — 1. Гошпиталя, богадельни, училища нет. Больные для лечения отсылаются в село Верхне-Муллинское, отстоящее от завода в 140 верстах. Ярманок не бывает, но каждое воскресенье провиант закупается у крестьян, приезжающих из ближайших селений,
«Церковь деревянная» — храм Святой Троицы. Его давно нет, но о былом внутреннем убранстве можно судить по резному Саваофу, хранящемуся в собрании произведений деревянной скульптуры Пермской художественной галереи. Рассказывают, что нарком просвещения А. В. Луначарский, посетивший Пермь в 1928 году, долго стоял в молчаливом изумлении, не в силах оторвать взгляда от величественного и мудрого лица Бога. Вернувшись в Москву, он написал: «Совершенно невиданным и совершенно потрясающим явлением надо признать бога Саваофа из Лысьвенской церкви … Настоящий Зевс! Если не сказать, из чего исполнена скульптура, можно подумать, что из мрамора. Творцы скульптуры, не имея образования, по интуиции создавали такие прекрасные произведения!» Между тем творец у скульптуры был всего один — крепостной столяр из села Верхние Муллы Дмитрий Титович Домнин. Его прямые потомки и ныне живут в Лысьве, носят прославленную предком фамилию.
По материалам книги «Судьба по имени Лысьва»