Лысьва была есть и будет городом металлургов

17.07.2015 | Искра

Промышленник и общественник, знаток и ценитель истории завода, лирик и прагматик, а главное – плоть от плоти земли лысьвенской. Это всё о нём, об Олеге Петровиче Ананьине, чьим именем пополнилась нынче когорта почётных граждан города.

У каждого предприятия, как и у человека, свой жизненный цикл. За счёт чего предприятия выживают? Либо переходят на новые технологии, либо проводят дорогую реконструкцию, и начинается новый цикл. Того завода, от которого всё в Лысьве началось, давно нет, кроме, пожалуй, плотины. Но и она вся переделана. Как вы думаете, почему в Лысьве решили строить завод? Что тут есть? Правильно: вода и лес. Но главного – руды – нет. В те времена определяющим считалась гидроэнергия. Всё остальное можно было привезти. Завод заложили.

После Октябрьской революции началась централизация промышленности. Создали Пермский металлургический трест, потом он вошёл в уральский синдикат. Был организован Уралмет, который разработал план развития металлургии.

Уральские заводы разделили на 3 категории. Первая – предприятия, которые расширяются и продолжают развивать металлургию. В неё вошёл ЧМЗ. Вторая – заводы, которые могли рассчитывать только на поддержку действующего производства. Сюда попал ЛМЗ. В третью категорию отнесли предприятия, подлежащие закрытию.

Мартен на ЛМЗ должны были закрыть ещё в 1930-е годы. Не надо забывать, что в Лысьве было два завода – металлургический и механический. В 1928 году их объединили, и было организовано спецбюро. Задание на выпуск каски было выдано в 1932 году, а в 1936-м её уже испытали на Халхин-Голе, потом на войне с финнами.

В Лысьве развивалось мощное спецпроизводство. Об этом не писали, и знал о нём ограниченный круг лиц. В 1940 году его объёмы достигали 70% валового выпуска продукции. За счёт этого держалась и металлургическая часть завода. Если бы не спецпроизводство, металлургию закрыли бы намного раньше. Но началась война. Поставки металла из Сталинграда прекратились. Лист стали получать из Нытвы, с Мотовилихинских заводов. Тоже неудобно – у каждого было своё задание. Попробовали много схем и в конце концов решили: надо в Лысьве плавить сталь.

Это стало мощным толчком для развития металлургии. Построили пятую мартеновскую печь. Но после войны всё пошло на убыль. Говоря сегодняшним языком, тогдашние послевоенные события можно назвать конверсией. Сокращали производство и людей. Вы знаете, что на заводе работали 22-24 тысячи человек? Данные тогда были засекречены, и численности персонала никто не знал.

Что начали осваивать? Сепараторы, плиты газовые, потом электрические «воткнули». Представляете: на металлургическом заводе стали осваивать электроплиту! Из нас целенаправленно делали завод ширпотреба. Вот где начало конца.

В конце 1980-х нас специально ориентировали на производство эмали и электроплит. В Москве решили: это направление надо в Лысьве развивать. Построили второй цех эмальпосуды, первый модернизировали. Линейку электроплит расширили и выпускали их в огромном количестве. Фляги, фонари. Это что, серьёзная продукция для металлургического завода?! Поэтому к 90-м годам судьба металлургического завода была предрешена.

Старая площадка оживает. Сегодня на ней и производство металлопроката, и электродвигателей – это уже машиностроение. Там и обработка колёсных пар в бывшем автоцехе. Законсервированных свободных зданий уже не остаётся. А чего стоит инвестиционный проект, реализуемый собственниками завода в такое сложное время?! Про Лысьву без будущего могут говорить только нытики, безграмотные, паникёры и не любящие свою малую родину.

Сравните, что происходит в Лысьве, а что – у соседей. Город как был промышленным, таковым и остаётся. И заметьте, развивают промышленный бизнес лысьвенские предприниматели, которые за последние десятилетия прочно встали на ноги. Поэтому уверен: Лысьва была, есть и будет городом металлургов и машиностроителей.

Подробнее

Комментировать

Смотрите также:

Реклама