22 июля 2011 года крупнейшее издание США The New York Times в рубрике «Путешествия» опубликовало большую статью про Пермь под названием «Бильбао на границе Сибири?».
В ней журналист Финн-Олаф Джонс описывает свое путешествие по Перми. Естественно, много внимания он уделил и попытке сделать из Перми культурную столицу, и местному современному искусству. «Я был очень удивлен, гуляя среди десятка видеоинсталляций на втором этаже одного из новейших культурных центров России - Пермского музея современного искусства (PERMM). Я наблюдал за провокационными видео, созданными арт-группой из Сибири под названием «Синие носы». В один момент я проходил мимо обычной картонной коробки и, заглянув внутрь, удивился, увидев видео-проекцию, на которой один из участников этой арт-группы изображает маниакальный приступ Ленина, подергивающегося в своём мавзолее. Может быть, Ленин, который, как известно, презирал абстрактное искусство, действительно перевернулся бы в гробу, если бы увидел, что подобного рода творения происходят в городе, где познакомились его родители, и который пытается стать столицей России в области современного искусства.
Проезжая мимо продымленного индустриального пригорода в городской центр, где яркие здания царской России граничат с сибирскими избушками и советскими бетонными монстрами, можно увидеть проявления иной архитектуры. Гигантские фигуры красных человечков, как будто сделанные из конструктора LEGO, стоят на площади напротив бывшей советской администрации и восседают на ее крыше - это работа арт-коллектива, называемого Professors. Другие объекты уличного искусства - такие как бронзовая скульптура фотографа, снимающего гигантскую фоторамку с ушами, 10-футовое недоеденное яблоко или трубчатый Святой Стефан - выглядят на улицах несколько нелепо…
«Город должен иметь мечту», - сказал как-то Олег Чиркунов, назначенный губернатором Пермской области в 2004 году. Мистер Чиркунов, являясь местным супермаркетовым магнатом, ведет свой блог об искусстве и культуре и работает в сером, советских времен, здании правительства, которое возвышается над центром города словно гильотина. «Когда я стал губернатором, из Перми уже уехала большая часть молодежи - почти 160 тысяч за восемь лет. Мы должны были что-то сделать, чтобы наш город стал привлекательным местом для молодых людей… Мы хотели сделать так, чтобы Пермь стала таким городом как можно быстрее».
В свой первый день в Перми, прогуливаясь в сторону центрального городского сквера, я набрел на типичные для провинциальной России пиццерии и кафе. Но потом я увидел стеклянно-каменные конструкции ресторана «Живаго», где я присел попробовать русско-французскую кухню. Рядом за столиком сидели хорошо одетые девушки. Я случайно подслушал, что они приехали из Москвы на выходные (до Москвы два часа на самолете, билеты по $180, до Санкт-Петербурга два с половиной часа, $250).
…Прохожие в Перми всегда были готовы помочь мне. Когда я был в аптеке и пытался объяснить на ломаном русском, что мне надо купить сироп от кашля, одна пожилая женщина в очереди протянула мне мобильный телефон и сказала: «Моя дочь говорит по-английски, она поможет вам!» Такого я даже в Москве не видел!
В субботу я побывал на балете «Жизель». Билет обошелся мне всего в 11 долларов… Мультивозрастная аудитория спектакля была одета в свою лучшую субботнюю одежду (я смотрелся скромно в своих футболке и пиджаке). То, что я увидел, можно смело поставить в один ряд с лучшими операми Санкт-Петербурга и Нью-Йорка - недаром Пермь является родиной великого балетного импресарио Сергея Дягилева.
Если видеоинсталляции в Пермском музее современного искусства вызывают шок и трепет, то в 5 минутах ходьбы по набережной можно найти замечательное противоядие - Пермскую государственную художественную галерею, основанную в 1929 году. Побывав там, я столкнулся с фантастическими скульптурами XVII - XIX веков, вырезанными местными крестьянами из дерева. Вырезанный из дерева сидящий Иисус выглядел так реально, что я стал ожидать, что сейчас он начнет курить.
Время покажет, станет ли видение Чиркунова дорогой глупостью или поразительными изменениями. Но то, что сейчас происходит в Перми, - это бесспорно весело и драматично. Город, находящийся на границе Сибири, в недавнем времени совершенно закрытый, вдруг стал святилищем для художников. Ленин, а может быть, один из «Синих носов», переодетый в Ленина, может быть, переворачивается в гробу, но я полагаю, что Пастернак, который сам стремился романтично смотреть на Пермь, все это одобрил бы». | Вазелиновый Гном 26.08.2015 11:17 |
Министр культуры Пермского края рассказал изданию The New York Times о том, что происходит в культурной жизни Прикамья. Также Гладнев объяснил скандалы, связанные с музеем «Пермь-36» и оперным театром. Новость о конфликте пермского Минкульта с оперным театром дошла до Москвы. По словам Игоря Гладнева, причиной скандала является нехватка средств, которые удовлетворили бы все желания и формулирование государственного задания. «Покушения на свободу творчества здесь совершенно нет. В рамках государственного задания театру было озвучено, что репертуар должен быть сбалансирован: в нем должна быть представлена российская классика, современная академическая музыка, всемирное наследие. Какие конкретно названия — это не мне решать. Но чтобы донести до зрителя уникальное российское культурное наследие, театры в обязательном порядке должны иметь у себя несколько произведений из отечественной классики. Это абсолютно нормально», — цитирует слова министра 59.ru со ссылкой на The New York Times.
Кроме того, глава регионального Минкульта высказал свое мнение по поводу культурной революции в Перми: «За период "культурной революции" не было создано выдающихся выставок, не появилось новых уникальных исполнителей. Не было сделано ничего глубокого, яркого и духовного. Это было умышленно. Создавать новую картину мира и при этом всех, кто не соответствует этой картине, исключать — это ошибочно и вредно. Если бы "культурная революция" продолжалась, то был бы нанесен непоправимый вред, который бы выражался в принципе сорняка. Под сорняком ничего не растет».
Напомним, 11 июля 2015 года Минкульт представил фестиваль «Веселый коровяк». Гонки на мотоблоках и садовых тачках, а также конкурс по метанию коровьих лепешек на дальность прошли в селе Крылово Пермского края. По мнению Министерства культуры и организаторов, фестиваль коровяка был призван напомнить о культурных корнях Прикамья.
Организаторы праздника ставили перед собой следующие цели: содействовать возрождению российской деревни и ее традиций, уважению к ее истокам, популяризировать богатейшее культурное наследие Пермского края. Лепешки для соревнования заготавливались три месяца. В турнире приняли участие мужская и женские команды. Отметим, в числе лидеров по метанию коровьих лепешек однажды оказался даже мэр Осы Виктор Бегун.
Позднее фестиваль коровяка послужил темой для сатирического стихотворения московского поэта Орлуши, на что Игорь Гладнев также ответил поэтическими строками. В беседе с корреспондентом «В курсе.ру» Игорь Гладнев прокомментировал свое стихотворение следующим образом: «Дело ведь не в метании лепешек. В других местах метают предметы из окон и убивают людей, когда происходят карнавалы. Посмотрите, что такое из себя представляет народная карнавальная культура, она ведь не только на территории Пермского края присутствует. Проявления этой культуры нам известны с детских лет могут быть. Как правило, принципы, которые там используются, — это принципы инициативы, свободы и максимального раскрепощения. Это идет из глубин истории». | Вазелиновый Гном 25.05.2016 19:37 |